• Vkontakte B&W
  • Facebook B&W
  • Instagram B&W
  • Instagram - Белый круг

© 2018 GOGOLEV

ЧТО ТАКОЕ ДЕРЕВО?

«ДЕРЕВО - ВРЕМЯ, ЖИЗНЬ,

ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ,

ТЕПЛО, ДУША,

БЕСКРАЙНИЕ ЛЕСА И ГЛАДЬ ЗАМЁРЗШИХ СЕВЕРНЫХ ОЗЁР,

СКОВАВШИХ СПЛАВ,

ТОГО ЖЕ САМОГО БРЕВНА...» 

 

—  Кронид Гоголев

 МУЗЕЙ ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ   КРОНИДА ГОГОЛЕВА  

Музей частной коллекции Кронида Гоголева находится в городе Сортавала. Располагается он в старинном здании финской постройки 1904 года.

 

Здесь экспонируется уникальная коллекция работ Народного художника России Кронида Александровича Гоголева.

Кронид Гоголев - выдающаяся личность  города  Сортавала и Республики Карелия, Народный художник России, мастер, работавший  в уникальной технике скульптурного рельефа, известен во многих странах. Его произведения находятся в  частных коллекциях глав государств и в музеях России.

 

Основная часть произведений, находящихся в экспозиции – скульптурный рельеф в дереве, также можно увидеть живопись автора. Тема русского Севера, выразительная природа, простые люди, их быт и праздники нашли живое отражение в его творчестве.

Музей Кронида Гоголева - это особенное место, все здесь проникнуто атмосферой таланта, который был не просто даром, но создавался кропотливым трудом, работой и терпением. Туристические агентства обязательно включают в программы экскурсионных посещений визит в Музей.

 

Продолжая традиции художника Кронида Гоголева, мы работаем для вас ежедневно, без выходных, круглый год.

 

С 1 октября по 30 апреля

12.00 до 17.00

 

С 1 мая по 30 сентября

10.00 до 20.00

 

Все дни государственных праздников музей работает с 10.00 до 20.00

 

Если у вас возникнет  необходимость посетить нас вне рамок нашего рабочего дня, мы откроем музей в удобное  для вас время.

 

Только, пожалуйста, сообщите нам об этом заблаговременно

по телефону 8 (81430) 4-56-75 или напишите нам по адресу gogolev.art@yandex.ru

 ОБ АВТОРЕ: 

Гоголев Кронид Александрович
13 июля 1926 г. – 10 апреля 2013 г.

 

Кронид Александрович родился в 1926 году в селе Прутское Новгородской губернии в семье бывшего священника.

В возрасте 16 лет попал на фронт, прошёл всю войну, в 1945 окончив ее в Восточной Германии, демобилизовался в 1950.

 

Через три года, в 1953 году, поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, по окончании которого уехал по приглашению в Карелию, сначала в посёлок Кестеньга, а потом, в 1961 году, — в город Сортавала.

 

Одновременно с работой художником-оформителем, преподавателем, Гоголев заочно заканчивает художественно-графический факультет педагогического института имени Герцена.

 

В Сортавала художник впервые обращается к дереву, которое вскоре становится главным материалом его творчества. Новый для своего времени, и в то же время, почти забытый народный вид искусства не сразу находит признание — в Союз художников Карелии Гоголева принимают только в 1985 году.

Сам художник в интервью говорит о своей работе:

«Мне задали однажды вопрос: «А зачем ты работаешь? И я задумался, а действительно, зачем? Мои бесконечные занятия не только не приближали к какому-то определенному художнику, а наоборот, отодвигали все дальше, и  этот разрыв становится все больше. И я понял, что непревзойденные художники, такие, как Серов, то есть уже полубоги, они недостижимы. Но через мое творчество я прихожу к пониманию этого искусства, как он держал карандаш, что есть эта линия, как она звучит. И счастье как раз в этом. Вот может быть даже деревом я занялся потому, что понял, что все, чем я раньше занимался - большего мне не достичь, это мой потолок… И переломной ступенькой было то, что  я решил свои рисунки сделать в каком-то материале, и когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрел какой-то смысл. И мне стало легче. Мне не на что стало больше оглядываться. Меня вдохновил сам процесс, что я занимаюсь физической работой…».

Работать с деревом художник начинал с небольших скульптурных фигур, мелкой пластики затем решил попробовать более сложный вариант – нанесения рельефа непосредственно на декоративные сосуды. И здесь получили  свое развитие темы «Сортавала» и «Валаам».  Пластическое начало усиливается в серии фигурных декоративных сосудов. В каждом отдельном случае автор стремится добиться единства содержания и формы, то есть декор, как правило, у него выступает логичным, необходимым элементом конструкции той или иной вещи.

Далее художник начал работать над скульптурными рельефами с элементами перспективного видового пейзажа, выполненного в технике высокого рельефа.

Эффекты глубины, перспективы, объемности в них достигаются за счет углубления рельефа в тех или иных местах.

В качестве материала используется липа, так как она обладает качествами, нужными для резьбы. Древесина вязкая, хорошо держит грань, у нее нет слоистости, сильно выраженной у других пород. Некоторые произведения выполнены из древесины новозеландского йелотонга (jelotong). Этот материал имеет более желтый оттенок и гораздо мягче липы.

Сюжеты рельефов, как правило, карело-финский эпос Калевала, русский фольклор, природа Валаама, быт и праздники простого русского народа в деревне.

Все произведения художника можно условно разделить на четыре периода. О первом было сказано выше – это декоративные сосуды с нанесенной на них рельефной резьбой, мелкая пластика.

Второй этап – переход к работам, которые характеризуется большими деревянными панно с неглубоким рельефом. В качестве примера можно назвать такие произведения, как триптих «Валаам», «На берегу», «Витязь». Данный период относится к началу и середине 1980-х годов.  В это время художник рассматривает в основном на тему Валаама, так как он часто живет и работает там в течение летнего периода. Многочисленные пейзажные зарисовки и этюды послужили основой к созданию рельефов на тему природы северного Приладожья.

Это в основном пейзажи, переведенные резцом в дерево. Некоторая статичность и неразработанность образов характеризует их  не как самостоятельные произведения, а как работы для оформления интерьера; так как все предыдущие годы К. Гоголев занимался оформлением выставок, работал художником в местном театре, композиционно решал интерьеры общественных зданий, то работы невольно отражают первоначальное отношение автора к сделанным вещам. Они еще не самоценны, а лишь подчинены декоративно-прикладной функции украшения интерьеров.

После  1986 года художник оставил преподавательскую деятельность и, ведя подготовку к созданию выставочного зала, полностью посвящает его работе. После успеха выставки в московском архитектурном институте, где были представлены в основном деревянные работы, Гоголев понимает, что нашел для себя именно то направление, в котором надо работать.  

В  1989, году после открытия границы с Финляндией, художник начинает активно сотрудничать с финскими  мастерами. И тут важно отметить новый период в его творчестве.  Ряд событий в его жизни в это время – поездки за границу, новые знакомства, особенно с такими известными мастерами по дереву, такими как Эва Рюннанен, Эркки Луостаринен, Ойва Кентта, несколько изменяют как и тематику его работ, так и стиль их исполнения.

Кронид Гоголев в начале 1990-х годов активно участвовал в различных семинарах, посвященных работе с деревом, преподавал в учебных заведениях Финляндии вместе со своими финскими коллегами. Поэтому на данном этапе происходит

взаимопроникновение двух культур, расширение кругозора.

 

Тематика его работ в этот период тяготеет к сюжетам карело-финского эпоса «Калевала», истории Сортавала в его бытность финским городом. Сам рельеф становится многоплановым, глубоким. У финских же мастеров Гоголев заимствует сочную, бархатистую технику тонировки, которая позволяет достичь плавного перехода или наоборот, абсолютно не тонирует поверхность рельефа.  К этому периоду относятся такие работы, как «Застолье в карельской избе», «У костра», «Напасть», и другие.

 

Отдавая должное знакомству с творчеством финских мастеров резьбы по дереву и признавая некоторое влияние их манеры на технику исполнения, художник отмечает то, что с возрастом возвращается к истокам, и, несмотря на воздействие финской культуры, память художника обращается к исконно русскому, впитанному с детства быту деревни, ещё той, которая смогла сохраниться до середины тридцатых годов в глубине России. И поэтому в последний период творчества художник словно возвращается в то время, используя в рельефах  сюжеты,  связанные с культурой повседневности русской деревни, такие как «Зимний праздник», «Деревенское гуляние», «У церкви», «Базар», «Вечеринка».

 

C 1989 года в городе Сортавала работает выставочный зал, где представлена постоянная экспозиция работ художника. В настоящее время выставочный зал переименован в  Музей частной коллекции Народного художника России Кронида Гоголева.

 

Избранные работы художника находятся в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Политехническом музее, Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, музее Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, в частных коллекциях Америки, Японии, Германии, Финляндии, Швеции.

В частности, произведения художника имеются в личных коллекциях Владимира Путина, Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева, Анатолия Чубайса, и других известных российских политических деятелей.